Тесты для определения уровня развития восприятия
20.05.2019
Методика 1. (Р.С. Немов) Чего не хватает на этих рисунках?
Ребенку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного (Приложение 1, рис. 1)
Инструкция: На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь. Время выполнения задания фиксируется секундомером.
Оценка результата:
7-9 б. – время поиска всех недостающих предметов заняло, 26-30 сек.;
6-7 б. – время поиска всех недостающих предметов заняло, 31-35 сек.;
4-5 б. – время поиска всех недостающих предметов составило 36-40сек.;
1-3 б. – время поиска всех недостающих предметов составило 41-45 сек.;
Выводы об уровне развития:
7-9 б. – высокий;
4-6 б. – средний;
1-3 б. – низкий;
Методика 2. (Р.С. Немов) Какие предметы спрятаны?
Ребенку последовательно представляется 3 картинки, в которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо им известны (Приложение 1, рис.2,3,4).
Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей. Время выполнения задания ограничено 1 минутой.
Оценка результатов:
8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.
6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 секунд.
4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 секунд.
2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.
0-1 балл - за время, большее, чем 60 секунд, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития:
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний
1-3 балла - низкий
Методика 3. Узнай, кто это?
(Приложение 1, рис. 5 а, б, в, г)
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением одного фрагмента. Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек.. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время 10 сек. ему показывают следующий, чуть более полный рисунок б. и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
Оценка результатов:
8-9 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 секунд, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.
6-7 баллов - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 секунд.
4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 секунд.
2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 секунд.
0-1 балл - ребенок за время, большее, чем 50 секунд, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».
Выводы об уровне развития:
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
1-3 балла - низкий.
Методика 4. Чем залатать коврик?
(Приложение 1, рис. 6, 7)
Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку на коврике.
Оценка результатов:
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 секунд.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 секунд.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 секунд.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 секунд.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 секунд.
Выводы об уровне развития:
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
1-3 балла - низкий.
Методика 5. Найди одинаковые фигуры
(различение форм) (Приложение 1, рис.8)
Ребенку предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: квадрат, треугольник, круг и овал. Необходимо показать одинаковые фигуры.
Оценка результатов:
4 балла – очень высокий результат. Ребенок не только безошибочно выполнил задание, но и дал им общепринятые названия.
3 балла – высокий результат. Задание выполнено, верно, но без называния фигур или сделана 1 ошибка.
2 балла – средний результат. Допущены 1-2 ошибки.
1 балл – низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
Методика 6. Полоски и круги разного цвета. (Основные цвета)
Используются для исследования сформированности понятия цвета.
Обследование проводится в три этапа:
1– сначала дети подбирают к разложенным полоскам соответствующие им по цвету круги (зрительное соотнесение).
2- Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет (дай красный круг, дай синий и т.д.)
3- После этого просят назвать цвет показанной фигуры (Это, какого цвета, а это какого?)
Оценка результатов:
3 балла – высокий результат. Задание выполнено, верно.
2 балла – средний результат. Допущены 1-2 ошибки.
1 балл – низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
Методика 7. “Овощи и фрукты”
(Приложение 1,рис.9, 10) (ассоциативный тест цветоразличения)
Ребенку предлагают две таблицы с черно-белыми изображениями (4-5 рисунков) на каждой картинке, и к ним набор 4-5 различных цветов (карточек). К рис. 9 - фиолетовая, оранжевая, зеленая, красная, желтая.
К рис.10 - коричневая, бордовая, желтая, красная, зеленая. Ребенку предлагают к каждому изображению на таблице подобрать подходящую цветную карточку.
Оценка результатов:
3 балла – высокий результат. Задание выполнено, верно.
2 балла – средний результат. Допущены 1-2 ошибки.
1 балл – низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
Методика 8 .“Скажи какие ”
(Приложение 1, рис.11, 12)
Методика направлена на выявление способности ребенка к дифференцированному восприятию формы. Предложите ребенку перечислить все предметы, имеющие форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. «Скажи, какие предметы имеют форму треугольника (круга, квадрата, прямоугольника, овала)?» Ответ: «Форму треугольника имеют... (платье у девочки, уши у собаки...)».
Оценка результатов:
1балл - задание не выполнил — восприятие формы нарушено;
2балла - задание выполнил с 1-2 ошибками — восприятие формы слегка нарушено;
3 балла - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — восприятие формы не нарушено. Ошибкой считается неправильное называние геометрических фигур.
Методика 9 .“ Раскрась”
(Приложение 1, рис.13, 14)
Методика направлена на определение способности к дифференцированному цветовосприятию. Предложите ребенку раскрасить только те изображения, которые имеют зеленую окраску.
Оценка результатов:
1 балл— задание не выполнил или выполнил с многочисленными ошибками—цветовосприятие нарушено;
2 балла— задание выполнил с одной ошибкой — цветовосприятие слегка нарушено;
3 балла— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — цветовосприятие не нарушено.
Ошибкой считается неправильно закрашенный предмет.