Заведующий
20.05.2019
01.01.2017
Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
В статье дано обобщение работы МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 411 по повышению профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО. Отражаются подходы управленческих решений в организации методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС.
Одним из важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие педагогического потенциала. Развитие педагогического потенциала – одно из ведущих направлений стратегических документов, определяющих пути развития российской системы образования.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что учреждение теперь должно работать в соответствии со стандартами.
Закон «Об образовании» трактует понятие квалификация, как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Достижение нового качества образования во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, качества организации образовательного процесса. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя (педагога) к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Исследование профессиональной компетентности педагога - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н.Введенский, В.Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, С.Г.Молчанов, Л.А.Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И.Шамова).
Профессиональная подготовка педагога- специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально - педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре.
Профессиональная компетентность включает в себя знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения.
В связи с этим управленческая деятельность в режиме реализации ФГОС ДО заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений и требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.
Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов, осуществлениеорганизационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для решения данной модели мы ставим следующие задачи:
- Организовать методическое иинформационное сопровождения реализацииФГОС дошкольного образования.
- Разработатьорганизационно-управленческие решения, регулирующиереализациювведенияФГОС дошкольного образования.
- Наполнитьнормативно-правовуюбазу необходимымидокументами,регулирующимиреализацию ФГОС дошкольного образования.
- Организовать эффективную кадровуюполитику в ДОУ.
В связи с новыми условиями перед учреждением актуальным становиться повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО. Созданы условия дляобеспечения постоянного роста и компетентности педагогического коллектива:
- поэтапное повышение квалификации педагогов по вопросам ФГОС дошкольного образования через активные формы методической работы и курсам повышения квалификации;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
- помощь в совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности,
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями. Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы.
В нашем учреждении работает 10 педагогов (учителя-дефектологи, воспитатели и музыкальный руководитель). Педагогический стаж от 5 до 40 лет. Все педагоги имеют среднее специальное и высшее профессиональное образование, имеют первую и высшую квалификационную категорию, соответствуют квалификационным требованиям: компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.
Но существуют и проблемы:
Исходя из всего вышесказанного, был разработан план – график по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС. Изучены нормативные документы, составлены должностные инструкции педагогов с учетом требований ФГОС ДО, создана рабочая группа по подготовке введения ФГОС ДО. Поэтапно педагоги проходят курсы повышения квалификации по ФГОС ДО.
Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив ДОУ разделен на три группы.
Первая группа. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Объединены в творческую группу.
Вторая группа. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Для них организуются различные семинары, курсы повышения квалификации, обмен опытом.
Третья группа. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги, педагоги у которых есть педагогическое образование, но долгое время был прерван педагогический стаж. Организовано наставничество, консультации, семинары-практикумы проводимые в учреждении и районными методическими объединениями.
В течение года уделялось внимание качеству осуществляемой образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется методическая помощь педагогам в разработке и составлении планов, конспектов образовательной деятельности, циклограмм деятельности узких специалистов в рамках требований ФГОС ДО. С педагогами проводился анализ проведенного мероприятия по образовательной деятельности с целью роста профессионального мастерства педагогических кадров врамках требований ФГОС.
В учреждение уделяется внимание индивидуализации образовательного процесса,мы исходим из того, что образовательная деятельность должна быть направлена на достижение личностных результатов, поддержание и развитие знаний, умений и навыков.Поэтому крайне важны разработки проектной и исследовательской деятельности на основе образовательных задач.В результатеколлектив ДОУ в прошедшем учебном году принял участие в проекте «Здоровье детей в наших руках» в контексте совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.
Результатом управленческой деятельности является не только улучшение профессионального мастерства педагогов, но и приобретение педагогами целого ряда ключевых компетенций, которые позволяют совершенствовать профессионализм в условиях внедрения ФГОС ДО.
Таким образом, создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения в организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов и как результат качественно изменить основное содержание деятельности применяемых подходов в построение новой модели взаимодействия в условиях реализации ФГОС.
Просмотров всего: , сегодня: