Наши умные пальчики
20.05.2019
«Наши умные пальчики»
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Пальцы сжаты в кулачок, редкие движения пальцами | 1 нед. |
Открывает кулачок | 2 мес. |
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | 2,5 мес. |
Иногда захватывает предмет кистью руки | 3 мес. |
Тянется к игрушке, хватает ее | 3,5 мес. |
Захватывает игрушку, подносит ко рту, бросает | 4,5 мес. |
Появляется опора на ноги | 5 мес. |
Перекладывает игрушку из руки в руку | 5,5 мес. |
Активно манипулирует предметами | 7 мес. |
Для захвата использует большой палец | 8 мес. |
Стучит игрушкой об игрушку | 8 мес. |
Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. |
Указательным и большим пальцем берет мелкие предметы | 10 мес. |
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. |
Может перелистывать страницы у картонной книжки | 12 мес. |
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 12 мес. |
Переворачивает одновременно 2-3 страницы | 1 г. 2 мес. |
Рисует каракули, росчерки | 1 г. 5 мес. |
Разрывает бумагу | 1 г. 6 мес. |
Переворачивает по одной странице | 1 г. 8 мес. |
Формируется предпочтение руки | 2 г. |
По показу повторяет вертикальные и круглые линии | 2 г. |
«Правильно» держит карандаш | 2 г. 6 мес. |
Копирует круг | З г. |
Расстегивает пуговицы | З г. |
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) | 4 г. |
Режет ножницами бумагу | 4 г. |
Копирует треугольник | 5 лет |
Верно рисует квадрат | 5 лет |
Мелкая моторика развитие
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то важно больше внимания уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Занятия по развитию мелкой моторикой можно начинать очень рано.
Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, рисование, лепка, аппликация и др.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 – 5 лет)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ
Побежали вдоль реки Дети наперегонки
| движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальцы бегут)
|
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять | сжимать и разжимать пальцы выполнять «фонарики» сжимать и разжимать пальцы сжать руки в кулаки
|
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим Мы морковку трём, трём Мы капусту солим, солим Мы капусту жмём, жмём
| резкие движения прямыми кистями вверх и вниз пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть друг о друга движения, имитирующие посыпание солью интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки |
СНЕЖОК
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. А потом, а потом Мы из снега слепим ком. Ух!
| ритмично, плавно опускать руки вниз круговые движения кистями рук плавно опускать руки вниз. имитация сгребания снега Выполнять движение «лепим пирожки». Бросить снежок вперед.
|
ОВЕЧКА
Вот кудрявая овечка
Шёрстка белая в колечках
Шерстка мягкая, густая
Шубка у овцы такая! | играть растопыренными пальцами
поочередно соединять все пальцы с большим в колечки выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка».
|
ДВА ЕЖА
Шли по лесу два ежа, Шли спокойно, не спеша,
На спине иголки, Острые и колкие,
Чуть шуршали листьями,
И травкой зубки чистили, Чистку зубов.
| поочередно шлёпать ладонями по коленям
резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак
круговые движения ладошкой по ладошке
указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов
|
ЗАМОК
На двери висит замок Кто открыть его бы смог? Потянули,
Покрутили,
Постучали и
открыли! | Ритмичные быстрые соединения двух рук в замок; Потянули пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны; Покрутили – движения сцепленными пальцами от себя, к себе Постучали – пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга и открыли! Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.
|