Упражнения

20.05.2019

Собери капельки в стакан.

Нужно разложить перед ребенком вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить его собрать капельки в стакан, но перед этим, положить в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: сюда положу капельку красного цвета, а сюда желтую, а сюда капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек.

Помоги козляткам быстро спрятаться от волка.

Приготовить окошечки с козлятами и волком и показать, как можно спрятать их от волка. Необходимо закрыть квадратиком того же цвета, что и рамка на окошечке. Ребенку показывается карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенку нужно подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок.

«Найди цветок для бабочки»

Цель игры: Научить малыша различать цвета по принципу «такой - не такой», познакомить с названиями основных цветов.

Ход игры. Разложите цветы на столе или на ковре и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: «Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно». После выполнения ребёнком задания подведите итог: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. Все бабочки спрятались. Молодец!»

«Подбери вторую половинку бабочки»

Цель игры:формировать умение идентифицировать объекты по цве­ту, находить парные объекты при условии возможности их приложения с целью проверки правильности вы­бора.

Ходигры.Детям предлагается рассмотреть карточку, на кото­рой изображены шесть половинок бабочек, отличающихся цветом деталей узора на крыльях, и подобрать вторую половинку из пред­ложенных половинок.

Подарим куклам бусы.

Показать детям бусы из 6-8 крупных бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие). Помочь детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые ритмично чередуются. Надеть бусы на куклу, которая радуется, благодарит. Каждому ребенку дать по кукле и предложить детям такие же бусы и подарить их куклам.

Одень куклу.

Берется комплект одежды разного цвета и набор картонных кукол.

Детям предлагается собрать кукол в детский сад, подобрав каждой одежду одного цвета.

Найди предметы такого же цвета.

Дети образуют пары. Каждой паре играющих, дают листы бумаги, на которых нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат колечки от пирамидок. Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки и т.д.

Назови цвет предмета.

Взрослый детям показывает палочку, шарик и предлагает детям назвать их цвет.

Разложи предметы по цвету.

Детям показывают мозаику, но все детали перепутаны. Дети называют их по цвету, а потом разбирают их по цветам (синий в один ящичек, зеленый в другой и т.д.).

Угадай, какого цвета одежда.

Дети сидят по кругу, одно место свободное. Взрослый говорит: я хочу, чтобы на свободное место села девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.).

«Построим башню»

Цель игры. Научить ребенка различать цвета по принципу «такой - не такой».

Ход игры. Предложите малышу построить башню определенного цвета.

«Давай построим башню такого цвета!» - покажите кубик красного цвета.

«Найди такой же кубик», - ребёнок приносит кубик, взрослый помогает прило­жить кубик к тому, что уже стоит в основании башни, и сравнить: «такой - не такой». Если такой - кубик ставят сверху. Если не такой - ребёнку снова предла­гают выбрать кубик.

«Вот какая у нас получилась красивая башня - красная башня!» - взрослый

называет цвет после выполнения задания.

«Найди предмет такого цвета»

Цель игры. Зрительное соотнесение цветов (восприятие цвета на расстоянии), знакомство с названиями основных цветов.

Ход игры. Разложите на столе или на ковре предметы разных цветов. Затем покажите ребенку карточку определенного цвета и предложите найти и принести предметы такого же цвета. Если ребёнок ошибся, предложите сравнить цвет предмета с карточкой.

После выполнения ребёнком задания подведите итог: «Ты нашёл все красные предметы. Молодец!»

«Что бывает такого цвета?»

Цель игры.Закреплять знания детей о цветах спектра. Учить пользо­ваться представлениями о цвете, оперировать ими; объединять представление о цвете со словом-наименованием, производить выбор цвета в окружающей обстановке по слову.

Ход игры.Дети называют предметы определенного цвета, а педагог предлагает им картинку с изображением правильно на­званного предмета. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, они раскладывают картинки и называют изображения. Затем им предлагается назвать, предметы синей и зеленой окраски в комнате.

«Цветное лото»

Цель игры. Выделение цвета как значимого признака.

Материалы. Разноцветные бусы и шнурки (нитки) к ним: сначала лучше использовать деревянные или пластмассовые бусы крупных размеров с большими отверстиями; по мере развития мелкой моторики и навыков ребёнка можноиспользовать мелкие детали.

Ход игры. Предложите ребёнку набор разноцветных бусин и попросите сделать для мамы (куклы, для себя или для подружки) бусы.

Варианты изготовления:

· нанизывание бус одного - красного, синего, зелёного или др. - цвета;

· чередование двух цветов (например, жёлтый - красный - жёлтый - красный и т.д.), взрослый начинает изготовление бус, а ребёнок продолжает;

· чередование 3-4 цветов; выполнение цветового узора бус по нарисованному образцу (с использованием 3-5 разных цветов).

Аппликация “Лебедушка”.

Прочитать детям народную песенку: Вдоль по реченьке лебедушка плывет. Выше бережка головушку несет. Белым крылышком помахивает. На траву водичку стряхивает. Объяснить детям, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая.

Рассмотреть рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. Сказать детям, что тоже сделаем интересную картинку, будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке. Дети наклеивают зеленую травку, синюю речку, белую лебедушку (кружки соответствующего цвета).

Подбери красивое сочетание цвета.

Предложите ребенку подобрать на стены разного цвета карти­ны другого цвета, размера и формы. Пусть ребенок ищет самое красивое сочетание.

Для этой игры надо приготовить листы цветной бумаги, на которых можно выкладывать квадраты разного цвета из предыду­щих игр.

Сложи красивую пеструю ткань для шторы.

Предложите ребенку на «шторах» — листах бумаги разного цвета — разложить квадратики, полоски и кружочки из разных игр. Помогите ребенку вырезать мелкие геометрические фигуры, которые он будет сам выкладывать на бумаге.

Нарисуй ковер.

Предложите ребенку нарисовать ковер, в котором должны сочетаться светлые и темные тона.

Нарисуй лето.

Предложите ребенку нарисовать летний пейзаж, используя неж­ные переходы цветовых оттенков при изображении неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.

Смешай разные краски.

Предложите ребенку смешать разные краски, чтобы получить новые цветовые оттенки. Познакомьте ребенка с двумя новыми цветами: коричневым и бордовым.

Спросите его: «Что бывает такого цвета?» Предложите нарисо­вать стволы деревьев, пни, медведя, свеклу, вишню, гвоздики.

«Радуга»(Рис.1)

Познакомьте ребенка с последовательным расположением цвета в спектре.

Прочитайте стихотворение: «Радуга» Дайте ребенку задание закрасить рисунки соответствующим карандашом. (Объясните, что фиолетовая и лиловая краски — это один и тот же цвет.)

Попросите ребенка раскрасить цветными карандашами (последовательно) радугу. Верхняя полоса красная, затем оранжевая, и далее как в стихотворении «Радуга».

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе—

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица —

Бери, какая нравится.

Красная

Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну а если красный нос –

Значит, на дворе мороз.

Оранжевая

Что за мяч оранжевый,

Весело наряженный?

Мячик не резиновый.

Мячик апельсиновый.

Желтая

Желтый лимон

На цыпленка похож,

Только вот ног у него

Не найдешь.

Желтый цыпленок похож

На лимон,

Только растет не на дереве он.

Зеленая

Вот кузнечик Кузька —

Зеленое пузико.

Спинка, лапки, голова —

Весь зеленый, как трава.

Голубая

Нравятся Насте

Голубые краски:

Голубые платья,

Голубые глазки,

Голубика в лесах,

Дали голубые.

Голубые чудеса —

Выбирай любые.Хочу такой сайт

Лиловая (фиолетовая)

Цвет лиловый — цвет сирени.

Цвет фиалок, цвет весенний,

Цветет он и колышется,

И в нем приятно дышится.

Синяя

Слышал я, будто стащила синица

В небе лоскутик синего ситца.

Сшила синица из ситца косынку,

Синими стали крылья и спинка. Е. Измайлов

Если ребенку трудно выполнить это задание, то сначала педагог закрашивает первую половину радуги до центральной вертикальной линии, а затем ребенок закрашивает всю правую часть.

Через некоторое время предложите ребенку вновь это задание, чтобы он выполнил его целиком, при этом напоминайте ему цвет, повторяя стихотворение.

«Наряди елочку»(Рис.2)

Дайте ребенку задание — нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, фонарики — синим и т. д.).

Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игруш­ка.

Познакомьте ребенка с оттенками цве­тов (светло-красный, темно-синий и т. д.).

Собери орнамент

Цель:соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.

Педагог выкладывает «орнамент» - полоски бумаги в определенной последовательности. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить «орна­мент», а затем попытаться собрать его по памяти.

Задание можно усложнить, используя в качестве образца орна­мент, выложенный из геометрических фигур разного размера и цвета.

Сплети коврик

Цель:соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.

Педагог предлагает детям рассмотреть ков­рик и запомнить чередование цветных полосок, а затем сплести такой же.

Какого цвета?

Цель:уточнение представлений о постоянных цветах предметов.

Ребенку предлагается подложить под кон­турные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение помидора - красную карточку, под изображение огурца - зеленую, сливы - си­нюю, лимона - желтую и т.д.

Неразлучные цвета

Цель:закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Педагог называет предмет (объект), в кото­ром в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина - листья зеленые, ягоды красные; ромашка - лепестки бе­лые, середина желтая; береза - ствол белый, листья зеле­ные.

Какие цвета использованы?

Цель: различение цветовых оттенков, активизация упот­ребления прилагательных, обозначающих цветовые оттенки (темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.)

Педагог показывает детям панно и объясня­ет, что при его изготовлении использовалась бумага пяти цветов, каждый из которых имел два оттенка: светлый и темный. Детям предлагается внимательно рассмотреть панно, найти оттенки цветов и назвать их.

Уточним цвет предмета

Цель: закрепление умения выделять оттенки одного цвета.

Педагог показывает детям таблицы, предла­гает рассмотреть и назвать цвета обоих предметов, обра­щая внимание на их оттенки, например: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т.д.

Игра закончи картинку(Рис.3)

Ребенок заканчивает начатый рисунок, который нарисован частично.

«Помоги Федоре»(Рис.4)

Цель:формировать и развивать у детей цветовое пред­ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред­метов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да­вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно­го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис­кать парные карточки. Затем это задание выполняют само­стоятельно.

Раскрась(Рис.5)

● Раскрасьте голубым цветом все пуговицы круглой формы.

Нарисуй(Рис.6)

● Нарисуйте на салфетке слева орнамент из кругов и треугольников, а на салфетке справа — из кругов и квадратов.

Букет ромашек(Рис.7)

● Раскрасьте букет ромашек в вазе круглой формы.

«Украшение шапки»(Рис.8)

Цели. Учить выполнять линейный орнамент на заданной форме, чередуя элементы узора; по­знакомить детей с работой штампами (картофель­ными клише); воспитывать аккуратность в работе, умение подбирать характерную цветовую гамму.

Ход занятия

На стенде фотовыставка спортивных костюмов для зимних видов спорта, а на столах организо­вана витрина магазина, где лежат трикотажные шарфы и шапки.

Воспитатель. Дети, посмотрите на фотогра­фии. Что можно сказать об одежде этих людей? Правильно, все они одеты в спортивные костюмы. Эта одежда облегченная, в ней можно активно заниматься движениями. Покажем, как мы ка­таемся на лыжах, на коньках, играем в снежки. (Имитация движений.) Вот мы и разогрелись!

Обратите внимание, что и шапки у спортсме­нов не меховые — они трикотажные, вязанные из ниток. В них не бывает жарко.

А вот и витрина магазина, где продаются такие шапки! Подходите, выбирайте, какая шапка вам больше нравится!

При покупке дети обосновывают свой выбор: красивый цвет, рисунок, яркая и т. д.

К шарфам надо подобрать и шарф. Найдите пару!

Сегодня мы будем украшать шапку и шарф узо­ром. Для этого нам понадобятся вот такие штампики, которые вырезаются из картошки. Здесь есть круги, квадраты, ромбы и другие формы.

Шапку будем украшать полосками. Их мож­но составить из квадратов, можно из других форм, а можно печатать по очереди вот так (показ).Начинать украшать надо сверху, чтобы не смазать рисунок. Можно подобрать «зим­ние» цвета, можно «летние», можно «празднич­ные» — пестрые.

В ходе работы необходимо помогать детям, вы­страивать ровные линии орнамента, чередовать элементы. Напомните, что узор на шапке повто­ряет узор на шарфе.

Следует устроить выставку, отметить интерес­ные работы.

«Волшебный круг, волшебный овал»

Цели. Развивать творческое мышление детей; закреплять изобразительные умения; упражнять в рисовании предметов круглой и овальной фор­мы.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, есть очень интересная игра «Начни — продолжу». Один из играющих рисует на листе какую-то закорючку. Другой дол­жен разгадать, на что она похожа, и дорисовать. Кто хочет поиграть со мной?

Ребенок начинает — взрослый продолжает.

Воспитатель. Сегодня мы все поучимся по­играть в эту игру. Но дорисовывать мы будем круги. Нарисуйте несколько кругов на своем ли­сте! Подумайте, что может получиться из кругов? (Солнце, шарик, мяч, яблоко, колобок, цветок, божья коровка и т. д.)

Педагог рисует на своем листе, а дети на своих листах.

Воспитатель. Какая геометрическая форма похожа на круг? (Овал)

На обратной стороне листа нарисуйте овалы и так же попробуйте продолжить рисунок.

В конце занятия необходимо сосчитать, сколько нарисовано предметов, и в качестве поощрения вручить бумажные медальки.

«Слон»(Рис.9)

(с элементами объемной пластики)

Цели. Учить рисовать слона, используя эле­менты объемной пластики (цилиндры для ног, жгут для хобота, расплющенный шар для ушей); воспитывать умение создавать интересный образ слона, передавая движения; развивать глазомер, сравнивая похожие объемные и плоские геометри­ческие формы; учить находить верное композици­онное решение и сравнительно точно передавать пропорции.

Ход занятия

Воспитатель. Угадайте, дети, кого мы сегодня будем лепить. Загадаю вам загадку, но не словами... Я вам ее покажу. (Показ)

Кто догадался, что это за животное? (Слон).По какому признаку? (По длинному хоботу.) Что особенного есть еще во внешнем облике слона? (У него большие уши.) Как их можно показать?

Еще, у какого животного есть большие уши? (У собаки таксы.) И хвосты у них, между прочим, тоже похожи. Они как шнурочки. А ноги у слона и таксы похожи? (Нет). У какого животного тоже высокие ноги? (У жирафа.)

Чем различаются ноги у слона и таксы? (Тонкие у таксы.) Особенность слона — его размер. Он самый большой, самый сильный. Давайте послу­шаем песню про слона!

Дети слушают куплет, во время припева дви­гаются. Мелодия звучит медленная, движения, соответственно, такие же.

Как двигается слон? (Медленно) Наверно, он так двигается потому, что он огромный и ему трудно передвигать быстро такие большие ноги и тело. Но слоны могут быть ловкими и пластич­ными. Когда это бывает? Когда они становятся артистами и выступают в цирке.

Рассаживайтесь за столы. Вы догадались, что сегодня мы будем рисовать циркового слона?

Показать детям объемные геометрические формы — шар, овал, цилиндр, из которых со­стоит тело слона.

Воспитатель. Дети, как эти формы можно изобразить на листе? (Кругом, овалом, прямо­угольником.)

Поищите ладошкой место для туловища слона. Хвост у слона маленький, не оставляйте для него много места, а вот для головы с большими ушами и хоботом надо отвести места больше.

Дляизображения слона нам пригодятся не только краски, но и пластилин. Из пластилина можно слепить некоторые части тела, например, ноги, хобот, уши, глаза, хвост.

Наш слон — артист. Вы можете нарисовать его стоящим на трех или двух ногах, подбрасыва­ющим мячи, обручи, стоящим на большом бара­бане. Совсем похожим на циркового слон будет, если на нем будут элементы какой-то одежды: шляпа, бабочка, юбка. (Показать иллюстрацию циркового слона.)

Дети работают над созданием образа.

В конце занятия рассматривают работы, нахо­дят слона — жонглера, акробата, эквилибриста.

«Дед Мороз и Снегурочка»(Рис.10)

Цели. Учить рисовать фигуру человека в длин­ной одежде, соблюдая пропорции, используя при рисовании знакомые геометрические формы (овал, трапеция, треугольник); закреплять умение ра­ботать на палитре, создавая производные цвета, упражнять детей в определении теплых и холод­ных цветов; воспитывать аккуратность и приле­жание к работе, желание через рисунок выразить свое отношение к сказочным героям.

Ход занятия

Воспитатель. О ком эта загадка?

В длинной шубе меховой,

С длинной белой бородой,

С севера на тройке быстрой

В санках чудо-серебристых

Мчится быстро он вперед.

С ним приходит Новый год.

Как выглядит Дед Мороз? Где можно увидеть его изображение? (Рассматривание новогодних открыток, иллюстраций к книгам).

Неизменная спутница Деда Мороза — Сне­гурочка. Вот так ее нарисовал художник В. Вас­нецов. Что можно сказать о характере девушки? А хотите услышать ее голос? Как, вам кажется, он зазвучит? (Просмотр фрагмента мультфильма «Снегурочка».) Сегодня вы будете рисовать по выбору: Деда Мороза или Снегурочку.

Для одежды Деда Мороза можно использо­вать разные цвета: как у хранителя леса, у него есть зеленая шуба, на праздниках он появляется в расшитой узорами красной шубе, а сыплет снег и насылает метели в холодной синей шубе.

У Снегурочки одежда всегда светлая. Напом­ните, как сделать розовый, голубой цвет.

Педагог показывает детям уже готовые схемы. Рассматриваются и уточняются, на какие геоме­трические формы похожи детали одежды и части тела.

На схеме надо дорисовать следующие элемен­ты: шапку, бороду с усами, меховой воротник, рукавицы у Деда Мороза и корону, косу, муфточку у Снегурочки.

Перед началом работы педагог предлагает де­тям придумать сюжет рисунка: герои выходят из сказочного терема, обходят лесные владения; на празднике зверей в лесу и т. д.

В конце занятия вносится морозильная рука­вица Деда Мороза с «холодными» сюрпризами и загадками, проводится дидактическая игра «На­ряди елки»: одну елку нужно нарядить игрушка­ми теплых цветов, другую — холодных.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».