Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

20.05.2019

Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Игры с предметами

«Опиши предмет»

Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Игровые действия. Выбрав одну игрушку, взрослый предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает родитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «ведущим».

Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

- «Кто подойдет, пусть возьмет»

Дидактическая задача.

Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила.

По описанию предмета находить его в комнате или на улице, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается. Игровые действия.

Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Следующая группа игр: настольно – печатные.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры.

Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Роль взрослого в играх для детей 5-7 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

- «Найди картинке место и расскажи»

Учить детей рассказывать сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках , развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По содержанию картинок находить следующую.

Игровые действия.

Рассматривание картинок, поиск следующей по содержанию картинки.

«Какой получится сок?»

Дидактическая задача: упражнять в словообразовании, выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: набор картинок.

Игровые действия.Хочу такой сайт

детям раздаются картинки и предлагают рассказать, что на них изображено.

Предложить составить рассказ.

Следующая группа игр: словесные - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих.

В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

- «Подскажи словечко»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.

Игровые действия.

Ведущий начинает свой рассказ, останавливается, а следующий за ним ребенок должен продолжить связный рассказ.

- «Закончи предложение»

Дидактическая задача: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Игровые действия.

-Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали).

Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  • "Если бы я был волшебником, то ..."
  • "Если бы я стал невидимым ..."
  • "Если весна не наступит никогда...»

Словесно-дидактические игры:

1. Какая бывает собака?

Просим ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.

2.Угадай, кто мой друг?

Для этой игры понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры отдельная тема – домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.

Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.

Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

3. Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».