Аннотация_ДОП_Умники и умницы

Аннотация к ДОП «Кружок «Умники и умницы»
Цель

программы

-

развитие

познавательных

процессов

детей

дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению посредством развивающих игр.
Основными задачами являются:
1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать
и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции
своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и
взрослыми).
В контексте познавательного развития решаются также задачи
математического развития детей дошкольного возраста:
1.

Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме,

пространстве и времени.
2. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
3. Закрепление математической терминологии.
1.3.Принципы организации образовательного процесса
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических
принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для
наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения
каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
- принцип творчества:

процесс обучения сориентирован на

приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный
субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
1.4.Возрастные особенности контингента ДОО
ДОО посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Они
представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся
разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения,
разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные
возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники

с

ТНР

овладевают

грамматическими

формами

словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той
же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие
овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более
медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и
синтаксической

системы

языка,

семантических

формально-языковых

компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и

звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном
интеллекте.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся познать себя и другого
человека как представителя общества, постепенно начинают осознавать связи
и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения
— формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять
к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они
могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате
и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми
общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на
сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и
беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается
избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои
предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений
об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо
знает основные цвета и имеет представления об оттенках.
Дети

шестого

года

жизни

могут

рассказать,

чем

отличаются

геометрические фигуры друг от друга, сопоставить между собой по величине
предметы.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они
могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25—30
минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать

по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не
существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети
уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о
свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—7 лет можно
охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения
значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений
детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно,
последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он
ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма,
величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость

непроизвольного

внимания,

что

приводит

к

меньшей

отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности
ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается
объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно
большой объем информации.
Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче
и
оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не
похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на
то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до
неузнаваемости,

в

конечных

продуктах

их

воображения

прослеживаются объективные закономерности действительности.

четче

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из
нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает
уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях
затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и
классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс
мышления все более активно включается речь. Использование ребенком
(вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков
предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
1.5.Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:


ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре,

общении,

познавательно-исследовательской

деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности;


у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;



ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;



у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений,
конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения
объектов;



ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;



ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;



ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;



ребенок способен выполнять задания, требующие интеллектуального
напряжения, волевых усилий и концентрации внимания;



ребенок предлагает новые решения предложенных задач, придумывает и
конструирует предметные формы, составляет к ним схемы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».