Дополнительная общеобразовательная программа "Кружок "Послушный язычок"

Описание образовательной программы

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В связи с нарастающей тенденцией появления большого количества детей с вторичными тяжелыми нарушениями речи, отсутствие в штате специалиста учителя-логопеда и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в организации дополнительного образования по коррекции нарушения речи для таких детей в МБДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности кружка «Послушный язычок» выявляет, что при чёткой организации кружковая работа может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. элементы работы логопеда дошкольной логопедической группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Модель ДОП «Кружок «Послушный язычок» органично вписывается в систему МБДОУ компенсирующего вида и результативна.

Если рассматривать специфику работы логопедического кружка, то можно отметить следующее:

1. В течение года учитель-логопед работает с 20 детьми, таким образом, ведется достаточно интенсивная работа.

2. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).

3. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий.

Программа составлена в соответствии с:

·        Законом Российской Федерации «Об образовании»;

·        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

·        Конвенцией ООН о правах ребенка;

·        Декларацией прав ребенка;

·        Положением о платных образовательных услугах МБДОУ;

·        Положением о расходовании средств;

·        Положением о Совете МБДОУ;

·        Программами логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

Актуальность программы.

Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Хочу такой сайт

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого 4

 

недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А. Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

 Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г.А. Волковой, Л.С. Волковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т.Б. Филичивой, Т.Б. Чиркиной, М.Ф. Фомичёвой, М.Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

Направленность

Удовлетворение индивидуальных потребностей детей дошкольного возраста в интеллектуальном совершенствовании, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях кружка «Послушный язычок». Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Задачи программы:

·        Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников МБДОУ.

   

·        Преодоление недостатков в речевом развитии.

·        Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.

·        Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.

·        Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

·        Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

·        Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

·        Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

 

ДОП_Послушный язычок Документ подписан электронной подписью Серийный номер 404802855474637294615845180588164683728956522342 Директор/Заведующий Юрьевских Вероника Борисовна Дата подписания документа 13.01.2023 11:52:10 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».