Дополнительная общеобразовательная программа "Кружок "Пластилиновое чудо"

Описание образовательной программы

Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.

Художественное творчество - это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего проявления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Данная программа «Пластилиновое чудо» составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познание, творчество, игру!». 

 

Если рассматривать специфику работы творческого кружка, то можно отметить следующее:

1. Направленность программы по содержанию является художественной.

2. Направленность программы по функциональному предназначению является художественно–прикладной.

3. Направленность программы по форме организации является кружковой.

4. Направленность программы по времени реализации является годичной. В течение года педагог работает с 20 детьми, таким образом, ведется достаточно интенсивная работа.

5. Основной контингент – дети с проблемами речевого развития и дети с задержкой психического развития.

6. Подгрупповая форма занятий.

7. Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н.

 

Программа составлена в соответствии с:

 Законом Российской Федерации «Об образовании»;

 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

 Конвенцией ООН о правах ребенка;

 Декларацией прав ребенка;

 Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в МБДОУ- детском саду компенсирующего вида № 411;

 Положением о расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц МБДОУ- детский сад компенсирующего вида № 411.

 

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств и развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети овладевают навыками работы с инструментами (в лепке – стека и пластилин).

Программа направленна на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дошкольный возраст уникален. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Пластилинография – одна из новых современных технологий, помогающая ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. Также новизна заключается в развитии не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через традиционные и нетрадиционные техники лепки.

Применяемые нетрадиционные техники:

-Отпечатывание (оттиск) штампами,

-Рисование пластилином, «приемом вливание одного цвета в другой»,

-Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового

материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т.д.).

- Прямая пластилинография;

- Обратная пластилинография (витражная);

- Контурная пластилинография;

- Многослойная пластилинография;

- Модульная пластилинография; Хочу такой сайт

- Мозаичная пластилинография;

- Смешивание цветов пластилина;

- Фактурная пластилинография;

Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обоих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий п пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

Научная обоснованность

Программа составлена в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования художественно-эстетического развития у ребенка. Теоретической основой программы являются методические разработки Давыдовой Г.Н. В программе также нашли отражения методические разработки ряда специалистов в данной области: Лыкова И.А. (Пластинография), Смирнова Т.В. (Учимся рисовать пластилином 5-7лет), Сорокина Ж.В. (Пластилиновые картинки), Новацкая М (Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми), Комоед Н.И. (Чудесный пластилин).

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам развития мелкой моторики.

Цель программы – создание условий для формирования практических умений работы в технике пластилинографии и развитие у старших дошкольников индивидуальных творческих способностей.

Задачи программы:

·        Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

·         Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

·        Формировать у детей изобразительные навыки.

·        Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

·        Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

·        Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

·        Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

·        Развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное внимания, слуховую память, зрительную память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

·        Осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, педагогами МБДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка и организации художественно-эстетической среды в семейных условиях.

Контингент: дошкольники 5-7 лет.

 Принципы и методы в организации образовательного процесса

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

·        Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

·        Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.

·        Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.

·        Принципы интеграции усилий специалистов.

·        Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

·        Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.

·        Принцип постепенности подачи учебного материала.

·        Принцип концентрического наращивания информации.

В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

 

ДОП_Пластилиновое чудо Документ подписан электронной подписью Серийный номер 404802855474637294615845180588164683728956522342 Директор/Заведующий Юрьевских Вероника Борисовна Дата подписания документа 13.01.2023 11:52:18 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».